Постановление Верховного суда России от 12.01.2018 № 16-АД17-6
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2018 года № 16-АД17-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу защитника Уланкина Алексея Тимофеевича, действующего на основании ордера и доверенности в интересах ректора учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" Сафроновой Эвелины Викторовны, на вступившие в законную силу постановление должностного лица комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области от 16 ноября 2016 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме) N 37/2976-11-16,
постановлением должностного лица комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области от 16 ноября 2016 г. N 37/2976-11-16, оставленным без изменения
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Уланкин А.Т. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении ректора УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов" Сафроновой Э.В. по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
Согласно статье 1
В силу пункта 2
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ
Согласно
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ
В силу пункта 7
Пунктом 1
В соответствии с пунктом 1
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ
Как следует из материалов дела, на основании приказа временно осуществляющего полномочия председателя комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 22 декабря 2015 г. N 1950 в период с 20 января 2016 г. по 12 февраля 2016 г. в отношении УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов" была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В рамках проверки установлено, что данное учреждение эксплуатирует нежилое помещение по адресу: г. Волгоград, ул. Баррикадная, д. 17, в котором размещены офисные помещения.
При осуществлении хозяйственной деятельности учреждения образуются отходы 4 и 5 классов опасности: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 4 05 122 02 60 5), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (код по ФККО 7 33 100 01 72 4) и другие виды отходов.
Транспортировка и размещение отходов от деятельности учреждения осуществляется согласно дополнительному соглашению к договору аренды недвижимого имущества.
В нарушение приведенных выше норм отсутствует разработанный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не установлены специально уполномоченными органами исполнительной власти в области обращения с отходами нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; отсутствуют составленные и утвержденные паспорта на отходы 4 класса опасности (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный).
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (т. 1, л.д. 57-59), актом проверки (т. 1, л.д. 88-91), приказом о проведении плановой выездной проверки (т. 1, л.д. 92-94), приказами о назначении ответственных лиц за сбор, накопление, хранение, учет и утилизацию отходов (т. 1, л.д. 107, 187), сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2015 год (т. 1, л.д. 109-113), данными учета в области обращения с отходами за 2015 год (т. 1, л.д. 123-156), договором на оказание услуг по сбору, транспортировке и передаче для дальнейшего размещения отходов (т. 1, л.д. 169-170) и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11
В соответствии со статьей 2.4
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно протоколу общего собрания учредителей УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов" от 23 мая 2013 г. Сафронова Э.В. назначена на должность ректора.
На основании
Таким образом, ректор УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов" Сафронова Э.В., допустившая в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2
Действия ректора УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов" Сафроновой Э.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В соответствии с требованиями статьи 24.1
Довод жалобы об отсутствии события и состава административного правонарушения со ссылкой на то, что учреждение не осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, не является юридическим лицом, эксплуатирующим объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и не относится к хозяйствующим субъектам, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, основан на ошибочном толковании норм закона и правомерно признан несостоятельным по итогам рассмотрения жалоб на постановление о назначении административного наказания.
Нижестоящие судебные инстанции при рассмотрении жалоб на постановление должностного лица обоснованно исходили из того, что в рассматриваемом случае не имеет правового значения, является ли учреждение субъектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. В силу приведенных выше положений Федерального закона N 89-ФЗ
Субъектом малого и среднего предпринимательства учреждение не является.
Невыполнение указанных требований законодательства образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и обоснованно отвергнуты как несостоятельные. Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ректору УДПО "ВИПиПК руководящих кадров и специалистов" Сафроновой Э.В., в пределах санкции статьи 8.2
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13
постановление должностного лица комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области от 16 ноября 2016 г. N 37/2976-11-16,
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б. Никифоров
Портал техминимум.рф
Информация предоставлена сайтом: gov.ru